TEZ AYTISHLAR bolalar uchun qiziqarli

TEZ aytish bolajonlarda nutqni va eslab qolish qobilyatini rivojlantiradi bolalar uchun ajoyib tez aytishlar to‘plami bolalar uchun qiziqarli mashg‘ulot

Muzxonada muzlagan muzdekkina muzqaymoq.

***

Sojida-yu Saodat sinfdosh va sirdoshlar.

***

Chang koʻchani changitib chuqur soyda choʻmildim.

***

Oʻlmas, Oʻktam oʻrtoqlar,

Oʻt oʻrishdi oʻtloqda.

***

Qora, qizil qalamni qalamdonga qamadim.

***

Katta-katta koʻzmunchoq,

Koʻylagimga koʻrk munchoq.

***

Chirq-chirq-chirq, chugʻurladi chugʻurchuq.

***

Chori chayilgan choynakka choyni chamalab soldi.

***

Yozda yoqqan yoz yomgʻiri yon atrofga yogʻdek yoqdi.

***

Talʼat taʼtilda tanlovga tayyorlandi.

***

Qahraton qishning qahri qargʻani quvontirdi.

***

Chumchuq, chittak chugʻurlashib

Chumolini choʻqir shoshib.

***

Tolib toʻpni topib tepdi,

Gʻolib toʻpni tolib tepdi.

***

Ignadirman ingichka,

Bellarim ip-ingichka.

***

Shirinnning shirchoyiga shiringina shirmoynon.

***

Qayiq qirgʻoqda qimirlab turibdimi,

Ayiq qirgʻoqda gʻimirlab yuribdimi?

***

Oʻyinni oʻylab oʻynadim,

Oʻyinni oʻynab oʻynadim.

***

Shavkat sharbatni Sharifga tutdimi,

Sharif Shavkatga sharini tutdimi?

***

Mastura va Mastona maktabda mahmadona.

***

Gunafshaning gullari gurillabdi, gullabdi.

***

Piyolalik ey bola,

Piyolang guli lola.

***

Qumrining qoʻgʻirchogʻi qimirlasa qiqirlar.

***

Qargʻa qagʻillar qar-qar,

Qirni qalin qor qoplar.

***

Qobil, Qoʻchqor va Qurbon

Qordan qurdilar qoʻrgʻon.

***

Qopin qoʻyib qorbobo

Qoʻlqopini qidirdi.

Qorqiz qalin qalpogʻin

Qulogʻiga qoʻndirdi.

***

Savatdagi sariq sabzi

Sargʻayibdi, soʻlibdi.

Saodat-chi sabzilarni

Suvga solib qoʻyibdi.

***

Mening mitti mushukcham

Mitti mushtlarin mushtlar.

***

Tuflining tagi tuproq,

Tozala Tolib tezroq.

***

Donogina Durdona Diyoraga dugona.

***

Raʼno rasmlariga rang-barang rang tanladi.

***

Qora qogʻozning qattiq qirrasi qoʻlimni qirqdi.

***

Bulut bulutga, burgut burgutga ergashadi.

***

Qora-qura qoʻzilar

Qirda quvonib oʻtlar.

***

Katakdagi kaklikka Karim kaftini tutdi.

***

Oʻroq oʻxshar soʻroqqa,

Soʻroq oʻxshar oʻroqqa.

***

Chuvalchang chuvalashib chirmoviqa chirmashdi.

***

Sumalakning sim-sim siri sayyohlarga soʻroq boʻldi.

***

Temur turnikda turibdimi,

Turgʻun tepada yuribdimi?

***

Erkin ekkan ekinlar

Dalani erkin enlar.

***

Sobirning sozi sozli,

Sahnada sof ovozli.

***

Yormat yozda oʻtin yordi,

Yorqin yordamga bordi.

***

U yon-bu yon yurar quyon,

Yov yovlasa yugurar quyon.

***

Mard maydonda mardona,

Nomard mardga begona.

***

Belbogʻini belga bogʻlab,

Bogʻbon bobo boqqa bordi.

***

Dorivor daraxt doʻlana

Mevasi dona-dona.

***

Koʻk koptokni kaftda tutib,

Koʻkka otdim kerilib.

***

Qora qargʻa qorga qoʻndi,

Qorni choʻqib, “qar” deb qoʻydi.

***

Qorboboning qoʻlida qop,

Qopida qat-qat oʻyinchoq.

***

Ana alpdek asil archa,

Ayiq, arslon ildi zarcha.

***

Bobo, bobo qorbobo,

Bogʻ-rogʻlarga boq bobo.

***

Taom taʼmin tuy oʻrtoq,

Tur oʻrningdan, tur tezroq.

***

Jamol, Jalol joʻralar,

Boqdi jajji joʻjalar.

***

Toʻrtta topqir topaloq,

Topishmoq topar quvnoq.

***

Koʻm-koʻk kurtak, koʻkatlar

Koʻklamga koʻrk koʻrsatar.

***

Botir, Boir, Bahodir,

Bilagi zoʻr bahodir.

Rating
( No ratings yet )
Loading...
Примечание: Данный материал подготовлен исключительно в информационно-аналитических целях на основе открытых источников. Он не является официальным документом государственных органов и не заменяет действующее законодательство Республики Узбекистан. При возникновении спорных ситуаций рекомендуется обращаться к нормативным актам и официальным публикациям компетентных органов. Министерства и ведомства разрабатывают и внедряют систему, а также методику унифицированного учета и статистической отчетности, отражающей состояние преступности, динамику раскрываемости преступлений, эффективность следственной деятельности и результаты прокурорского надзора. Данная система формируется не только как инструмент фиксации фактов, но и как основа для аналитической работы, прогнозирования и выработки мер по противодействию преступности. Одновременно утверждается единый порядок представления отчетности в органы прокуратуры, что обеспечивает согласованность в межведомственном взаимодействии и исключает дублирование сведений. Исходя из принципов единого учета преступлений, статистическая отчетность разрабатывается МВД и иными правоохранительными органами, согласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается постановлениями Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан. Следует отметить, что подобная унификация имеет стратегическое значение, поскольку исключает разночтения в показателях, позволяет использовать общую терминологию и единые методологические подходы. Отчетность формируется на основе регистрации криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры и таможенной службы, которые охватывают более 95% всех учтенных преступлений. Все сведения аккумулируются и систематизируются в Информационном центре МВД Республики Узбекистан, что придает процессу отчетности централизованный характер. В соответствии с Положением о МВД от 25 октября 1991 года, министерство наделено полномочиями формировать, вести и использовать различные учетные системы и банки данных: оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, статистические и иные массивы информации. Кроме того, МВД осуществляет справочно-информационное обслуживание не только для собственных подразделений, но и для других государственных органов, а также организует государственную и ведомственную статистику в пределах своей компетенции. Это подчеркивает роль МВД как ключевого института в сфере информационного обеспечения борьбы с преступностью. В систему государственного учета включаются статистические карточки: о результатах дознания и расследования; о лицах, совершивших преступления; о движении уголовных дел; об итогах судебного рассмотрения дел. Попытка Госкомстата Узбекистана сформировать единую для всех правоохранительных структур систему государственной отчетности о преступности до конца реализована не была, что указывает на сложность межведомственной унификации. Однако принцип целостности отчетности остается очевидным и бесспорным. Международная практика подтверждает это: в ряде зарубежных стран определенные категории преступлений, в частности правонарушения, совершаемые военнослужащими, нередко засекречиваются и не включаются в официальные статистические обзоры, что объясняется интересами национальной безопасности. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов Республики Узбекистан состоит из шести основных форм. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Форма №1, полугодовая, предоставляемая в МВД и Госкомстат). В нем фиксируются не только показатели по зарегистрированным, раскрытым и нераскрытым преступлениям (с разбивкой по главам, наиболее применяемым статьям УК и категориям тяжести), но и сведения о преступлениях прошлых лет, оставшихся нераскрытыми, а также данные о расследованных деяниях, совершенных отдельными категориями лиц. Такая детализация позволяет отслеживать долгосрочные тенденции и оценивать эффективность следственной работы. Отчет о зарегистрированных и нераскрытых преступлениях (Форма №1-А, ежемесячная, передается телеграфом). Она обеспечивает возможность регулярного мониторинга криминогенной ситуации. Единый отчет о преступности (Форма №1-Г, годовая, представляется в МВД и Госкомстат), содержащий сведения обо всех видах преступлений, предусмотренных Особенной частью УК (ст. 105–360). В отчете также сопоставляются характеристики преступлений и данные о лицах, их совершивших, что дает возможность для комплексного анализа. Отчет о лицах, совершивших преступления (Форма №2, полугодовая). Здесь лица распределяются по полу, возрасту, уровню образования, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести содеянного, состоянию (алкогольное либо наркотическое опьянение), а также по признакам групповых преступлений, включая организованные группы. Подобная классификация позволяет изучать социально-демографический портрет преступности. Отчет о розыске граждан, скрывшихся от органов власти, и без вести пропавших лиц (Форма №3, составляется раз в полгода). Эти данные необходимы для организации межведомственного взаимодействия и обеспечения общественной безопасности. Отчет о деятельности прокуроров (Форма «П», полугодовая, направляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат). Его значение выходит за рамки статистики преступности, так как в отчете отражаются результаты прокурорского надзора за исполнением законов, за законностью нормативных актов, за предварительным следствием и дознанием, за соблюдением законодательства в местах лишения свободы и содержания под стражей. Кроме того, фиксируется участие прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и хозяйственных дел, что подчеркивает многофункциональность надзорной деятельности. В дополнение к государственной отчетности, органы внутренних дел ведут более 70 форм ведомственной статистической отчетности, среди которых свыше десяти посвящены различным аспектам состояния преступности и борьбы с ней. Наиболее значимые из них: Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (Форма 1-А, ежемесячная, с накопительным итогом). В нем содержатся данные о преступлениях экономической направленности, деяниях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, правонарушениях в общественных местах и на улицах, а также сведения о преступлениях, совершенных иностранцами или в отношении иностранных граждан. На основе этих материалов ежемесячно формируются экспресс-обзоры и аналитические сводки, в том числе подлежащие публикации. Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (Форма 2-Е, полугодовая). В нем отражаются показатели работы правоохранительных органов по классификации поступивших заявлений и сообщений, сроки их рассмотрения, результаты и обоснованность принятых решений. Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (Форма 1-НОН, для Интерпола). Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Форма 1-ОП). Отчет о преступлениях, совершенных с применением оружия (Форма 1-Оружие). Отчет о состоянии преступности на транспорте (Форма 1-Т). Таким образом, система государственной и ведомственной статистической отчетности охватывает все ключевые аспекты криминогенной ситуации, создавая основу для принятия управленческих решений, научных исследований и совершенствования правоохранительной деятельности.