TABIAT HODISALARIGA OID TOPISHMOQLAR

topishmoq javobi bilan,

TABIAT HODISALARIGA OID TOPISHMOQLAR.

1.Ko’zga ko’rinmas,
Qo’lga tutilmas.
(Havo)

2).Oyog’i yo’q, qochadi,
Qanoti yoq,uchadi.
(Havo)

3).Osmonda uchar,
Qanoti yo’q.
(Havo)

4).Shildir-shildir juganim,
Suluv qashqa dunonim,
Ayozli kun yurmagan,
Oyog’i yerga tegmagan.
(Muz)

5).Beshadan chiqqan besh biya,
Beshovi ham qulunli,
Qulunlari qul ola,
Quyruqlari gaz ola.
(Bulut)

6).Qora biyam qalt etdi,
Qovurgasi yalt etdi.
(Bulut, yashin)

7).Ship etdi,
Shivirron ketdi.
(Chaqmoq)

8).Uzun-uzun iz ketdi,
Uzun bo:yli qiz ketdi.
Toqqa borib taq etdi,
Sirg’alari yarq etdi.
(Yashin)

9).Yorugi bor,
Dovrugi bor,
O’zi yoq,
Ovozi bor.
(Yashin)

10).Guv-guv etib keladir,
Orqasidan qopa qush
Uchib suv yuboradir, nima?
(Yashin, momaqaldiroq)

11).Meni soraydilar,
Korinsam qochadilar.
(Momaqaldiroq, bulut, yomg’ir)

12).Shatir-shutir etadi,
Yerga cho’kib ketadi.

13).Uzun-uzun oz keldi,
Uzun bo’yli qiz keldi.
Qoshi qalchirab keldi,
Ko’zi yaltirab keldi.
(Yomg’ir)

14).Biri sepadi,
Biri ichadi,
Biri o’sadi.
(Yomg’ir, yer,o’simlik)

15). Ajab bir gumbazlik uy ko’rdim,
Na eshigi bor, na teshigi.

16). Ozi bitta,
Ko’zi mingta.
( Yomg’ir ko’pigi)

17). Saman otim soy yoqalab keladi.
(Sel)

18) Qora tuyam qochyapti,
Qumalogin sochyapti.
(Bulut, dol)

19) Qopqon yerda ko’zi o’ynaydi,
Toqron yerda tozi o’ynaydi.
(Do’l)

Tabiat haqida topishmoqlar

Bola kelar, bola kelar,
Ilk mehr ola kelar,
Silab-siylab daraxtlarga,
Guldan marjon taqa kelar.
(Bahor)

Tort ortoq bor: zo`r ishi
–Odam, olm tashvishi.
Har biri xursand etar,
Izma-iz kelib ketar.
(Yil fasllari)

Kelib ketar bir yilda,
To’rt og’ayni har hilda
(Yil fasllari)

Bostirdim ikki tovuq,
Biri issiq, biri sovuq,
(Qish, yoz)

Bir bo‘ri to‘qqiz qulonni yeb turur,
Terisin oftobga yoymay kiyib turur.
(Qish, yoz)

“O’yin topishmoq”

Bu o’yin quyidagi tartibda o’tkaziladi. O’qituvchi biror bir so’zni topishmoqlar yoki so’zlar vositasida uch marta ta’riflaydi. Birinchi ta’rif murakkab, ikkinchi ta’rif yengilroq, uchinchi ta’rif esa juda yengil bo’ladi. Birinchi ta’rifdanoq javobni to’g’ri topgan o’quvchiga 3 ball, ikkinchi ta’rifda to’g’ri javobni topgan o’quvchiga 2 ball, uchinchi ta’rifda to’g’ri javobni topgan o’quvchiga esa 1 ball beriladi. Bu o’yinni bir o’quvchi bilan og’zaki yoki ko’pchilik o’quvchilar bilan yozma ravishda o’tkazish mumkin.
Bunday o’yinlar o’quvchilar uchun juda qiziqarli bo’lib, ularning mustaqil fikrlash darajasini aniqlashga yordam beradi va rivojlantiradi.
1-variant.
1-ta’rif: Kichkina dono
Ichi to’la ma’no.
2-ta’rif: U har birimizda bor,
Usiz biz maktabga kelmaymiz.
3-ta’rif: Qat-qatlama,
Aqling bo’lmasa tashlama.
(Javob:”Kitob”).

O‘qing!  Qushlar va Parrandalar haqida topishmoqlar (javobi bilan)
Rating
( No ratings yet )
Loading...
Примечание: Данный материал подготовлен исключительно в информационно-аналитических целях на основе открытых источников. Он не является официальным документом государственных органов и не заменяет действующее законодательство Республики Узбекистан. При возникновении спорных ситуаций рекомендуется обращаться к нормативным актам и официальным публикациям компетентных органов. Министерства и ведомства разрабатывают и внедряют систему, а также методику унифицированного учета и статистической отчетности, отражающей состояние преступности, динамику раскрываемости преступлений, эффективность следственной деятельности и результаты прокурорского надзора. Данная система формируется не только как инструмент фиксации фактов, но и как основа для аналитической работы, прогнозирования и выработки мер по противодействию преступности. Одновременно утверждается единый порядок представления отчетности в органы прокуратуры, что обеспечивает согласованность в межведомственном взаимодействии и исключает дублирование сведений. Исходя из принципов единого учета преступлений, статистическая отчетность разрабатывается МВД и иными правоохранительными органами, согласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается постановлениями Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан. Следует отметить, что подобная унификация имеет стратегическое значение, поскольку исключает разночтения в показателях, позволяет использовать общую терминологию и единые методологические подходы. Отчетность формируется на основе регистрации криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры и таможенной службы, которые охватывают более 95% всех учтенных преступлений. Все сведения аккумулируются и систематизируются в Информационном центре МВД Республики Узбекистан, что придает процессу отчетности централизованный характер. В соответствии с Положением о МВД от 25 октября 1991 года, министерство наделено полномочиями формировать, вести и использовать различные учетные системы и банки данных: оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, статистические и иные массивы информации. Кроме того, МВД осуществляет справочно-информационное обслуживание не только для собственных подразделений, но и для других государственных органов, а также организует государственную и ведомственную статистику в пределах своей компетенции. Это подчеркивает роль МВД как ключевого института в сфере информационного обеспечения борьбы с преступностью. В систему государственного учета включаются статистические карточки: о результатах дознания и расследования; о лицах, совершивших преступления; о движении уголовных дел; об итогах судебного рассмотрения дел. Попытка Госкомстата Узбекистана сформировать единую для всех правоохранительных структур систему государственной отчетности о преступности до конца реализована не была, что указывает на сложность межведомственной унификации. Однако принцип целостности отчетности остается очевидным и бесспорным. Международная практика подтверждает это: в ряде зарубежных стран определенные категории преступлений, в частности правонарушения, совершаемые военнослужащими, нередко засекречиваются и не включаются в официальные статистические обзоры, что объясняется интересами национальной безопасности. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов Республики Узбекистан состоит из шести основных форм. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Форма №1, полугодовая, предоставляемая в МВД и Госкомстат). В нем фиксируются не только показатели по зарегистрированным, раскрытым и нераскрытым преступлениям (с разбивкой по главам, наиболее применяемым статьям УК и категориям тяжести), но и сведения о преступлениях прошлых лет, оставшихся нераскрытыми, а также данные о расследованных деяниях, совершенных отдельными категориями лиц. Такая детализация позволяет отслеживать долгосрочные тенденции и оценивать эффективность следственной работы. Отчет о зарегистрированных и нераскрытых преступлениях (Форма №1-А, ежемесячная, передается телеграфом). Она обеспечивает возможность регулярного мониторинга криминогенной ситуации. Единый отчет о преступности (Форма №1-Г, годовая, представляется в МВД и Госкомстат), содержащий сведения обо всех видах преступлений, предусмотренных Особенной частью УК (ст. 105–360). В отчете также сопоставляются характеристики преступлений и данные о лицах, их совершивших, что дает возможность для комплексного анализа. Отчет о лицах, совершивших преступления (Форма №2, полугодовая). Здесь лица распределяются по полу, возрасту, уровню образования, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести содеянного, состоянию (алкогольное либо наркотическое опьянение), а также по признакам групповых преступлений, включая организованные группы. Подобная классификация позволяет изучать социально-демографический портрет преступности. Отчет о розыске граждан, скрывшихся от органов власти, и без вести пропавших лиц (Форма №3, составляется раз в полгода). Эти данные необходимы для организации межведомственного взаимодействия и обеспечения общественной безопасности. Отчет о деятельности прокуроров (Форма «П», полугодовая, направляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат). Его значение выходит за рамки статистики преступности, так как в отчете отражаются результаты прокурорского надзора за исполнением законов, за законностью нормативных актов, за предварительным следствием и дознанием, за соблюдением законодательства в местах лишения свободы и содержания под стражей. Кроме того, фиксируется участие прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и хозяйственных дел, что подчеркивает многофункциональность надзорной деятельности. В дополнение к государственной отчетности, органы внутренних дел ведут более 70 форм ведомственной статистической отчетности, среди которых свыше десяти посвящены различным аспектам состояния преступности и борьбы с ней. Наиболее значимые из них: Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (Форма 1-А, ежемесячная, с накопительным итогом). В нем содержатся данные о преступлениях экономической направленности, деяниях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, правонарушениях в общественных местах и на улицах, а также сведения о преступлениях, совершенных иностранцами или в отношении иностранных граждан. На основе этих материалов ежемесячно формируются экспресс-обзоры и аналитические сводки, в том числе подлежащие публикации. Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (Форма 2-Е, полугодовая). В нем отражаются показатели работы правоохранительных органов по классификации поступивших заявлений и сообщений, сроки их рассмотрения, результаты и обоснованность принятых решений. Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (Форма 1-НОН, для Интерпола). Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Форма 1-ОП). Отчет о преступлениях, совершенных с применением оружия (Форма 1-Оружие). Отчет о состоянии преступности на транспорте (Форма 1-Т). Таким образом, система государственной и ведомственной статистической отчетности охватывает все ключевые аспекты криминогенной ситуации, создавая основу для принятия управленческих решений, научных исследований и совершенствования правоохранительной деятельности.