5 yil ish stajiga ega bo‘lgan xodimlarning qabuliga oid savol javob

5 yil ish stajiga ega bo‘lgan xodimlarning qabuliga oid savol javob
5 yil ish stajiga ega bo‘lgan xodimlarning qabuliga oid savol javob

Agar Siz 5 yillik stajga ega bo‘lsangiz, unda quyidagilarni amalga oshirishingiz kerak:

➖ eng avvalo tavsiyanoma olish kerak. 88 ta vazirlik, idora va yirik xo‘jalik birlashmalari tavsiyanoma berish huquqiga ega. Ro‘yxatni qarang, agar siz ishlaydigan tashkilot ham bo‘lsa, unda siz ish joyingizdagi kadrlar bo‘limi yoki bevosita rahbaringizga murojaat qiling;

➖ Ro‘yxatdagi tashkilotlar 100 nafargacha xodimga tavsiyanoma berishi mumkin. Talabgorlar esa ko‘p bo‘lishi mumkin, demak, qandaydir tartibda ichki tanlov ham bo‘ladi, buni har bir tashkilot o‘zi belgilaydi;

➖ Tavsiyanomani shaxsan birinchi rahbar berishi kerak. Masalan, Senat tizimida ishlayotgan xodimga tavsiyanomani Senat raisi Tanzila Narbayeva beradi. Yoki Oliy sud tizimida ishlayotgan xodim uchun shaxsan Oliy sud raisi Baxtiyor Islomov tavsiyanoma beradi. Agar biron vazirlik tizimida ishlaydigan xodim bo‘lsa, unda tavsiyanomani vazirning shaxsan o‘zi beradi. Demak, tavsiyanoma olish vazirlik bilan bog‘lanish kerak bo‘ladi, hududiy boshqarmalar bu haqida umuman bilmasligi ham mumkin, chunki tavsiyanoma berish ularning vakolatiga kirmaydi;

➖ Suhbat asosida talaba bo‘lgan xodimlarning to‘lov-shartnoma mablag‘lari ishlab turgan tashkilot tomonidan to‘lab beriladi. Va bu haqida tashkilot kafolat xati ham berishi kerak. Shuning uchun tavsiyanoma olish oson bo‘lmasligi aniq, sababi siz uchun tashkilotingiz pul to‘lashga rozi bo‘lishi kerak;

➖ agar tashkilotlar tomonidan to‘lovni amalga oshirish imkoniyati bo‘lmagan holatlarda, istisno tariqasida, Davlat komissiyasi tomonidan xodimning o‘zi to‘lashga ruxsat berilishi mumkin;

➖ Tavsiyanoma olgan xodimlar ish faoliyatiga mos bo‘lgan bakalavriat ta’lim yo‘nalishlariga suhbat asosida qabul qilinishi mumkin. Ya’ni duch kelgan joyga o‘qishga kirib ketilavermaydi, o‘zining ishxonasiga mos yo‘nalish bo‘lishi shart. Tavsiyanoma berilayotganda xodim qaysi OTMning qaysi yo‘nalishiga hujjat topshirishi aniq ko‘rsatiladi;

➖ Tavsiyanoma olib, suhbat asosida o‘qishga kirgan xodimlar keyinchalik ushbu tizimda besh yil ishlab berish sharti bo‘ladi;

➖ Tavsiyanoma olgan talabgorlar 2025-yil 1-avgustdan 15-avgustgacha (shu kuni ham) Bilimni baholash agentligining my.uzbmb.uz sayti orqali onlayn ro‘yxatdan o‘tkaziladi;

➖ Har yili 20-avgustdan 30-avgustgacha oliygohlardagi qabul komissiyasi talabgorlar bilan suhbat o‘tkazadi. Unda 4 ta savol beriladi, har bir savolga 25 balldan, maksimal 100 ball to‘plash mumkin. 55 balldan yuqori bo‘lganda abituriyent suhbatdan o‘tgan hisoblanadi;

➖ Tavsiyanoma olib, o‘qishga kirgan xodim o‘sha tashkilotdan ishdan bo‘shasa, tashkilotning bildirgisi asosida o‘sha talaba-xodim talabalar safidan chetlatiladi va uning o‘qishini qayta tiklashga ruxsat etilmaydi;

➖ Tashkilot tugatilgan yoki qayta tashkil etilgan taqdirda, talaba-xodimga tabaqalashtirilgan to‘lov-kontrakt qiymatini o‘z hisobidan to‘lab o‘qishini davom ettirishga ruxsat beriladi;

➖ Tavsiyanoma asosida o‘qishga qabul qilingan talabalarning o‘qishini ko‘chirishga ruxsat etilmaydi;

➖ 5 yil ish stajiga ega bo‘lgan va tavsiyanoma asosida suhbat bilan qabul qilinganlar uchun to‘lov-kontrakt miqdori bazaviy to‘lov-kontrakt qiymati miqdorlariga nisbatan 2 baravari (har o‘quv yili uchun) etib belgilangan. Masalan, bazaviy kontrakt 10 mln so‘m bo‘lsa, suhbat orqali kirganlar 20 mln so‘m kontrakt to‘laydi.

Asos: Vazirlar Mahkamasining 675-son (04.11.2021-yil) qarori bilan tasdiqlangan Nizom (https://lex.uz/docs/-5712702).

❗️ESLATMA: ushbu tartibni 5 yil stajga ega xotin-qizlarning tavsiyanomasi asosida talabalikka qabul qilinishiga aloqasi yo‘q. U boshqa, bu boshqa.

Rating
( No ratings yet )
Loading...
Примечание: Данный материал подготовлен исключительно в информационно-аналитических целях на основе открытых источников. Он не является официальным документом государственных органов и не заменяет действующее законодательство Республики Узбекистан. При возникновении спорных ситуаций рекомендуется обращаться к нормативным актам и официальным публикациям компетентных органов. Министерства и ведомства разрабатывают и внедряют систему, а также методику унифицированного учета и статистической отчетности, отражающей состояние преступности, динамику раскрываемости преступлений, эффективность следственной деятельности и результаты прокурорского надзора. Данная система формируется не только как инструмент фиксации фактов, но и как основа для аналитической работы, прогнозирования и выработки мер по противодействию преступности. Одновременно утверждается единый порядок представления отчетности в органы прокуратуры, что обеспечивает согласованность в межведомственном взаимодействии и исключает дублирование сведений. Исходя из принципов единого учета преступлений, статистическая отчетность разрабатывается МВД и иными правоохранительными органами, согласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается постановлениями Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан. Следует отметить, что подобная унификация имеет стратегическое значение, поскольку исключает разночтения в показателях, позволяет использовать общую терминологию и единые методологические подходы. Отчетность формируется на основе регистрации криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры и таможенной службы, которые охватывают более 95% всех учтенных преступлений. Все сведения аккумулируются и систематизируются в Информационном центре МВД Республики Узбекистан, что придает процессу отчетности централизованный характер. В соответствии с Положением о МВД от 25 октября 1991 года, министерство наделено полномочиями формировать, вести и использовать различные учетные системы и банки данных: оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, статистические и иные массивы информации. Кроме того, МВД осуществляет справочно-информационное обслуживание не только для собственных подразделений, но и для других государственных органов, а также организует государственную и ведомственную статистику в пределах своей компетенции. Это подчеркивает роль МВД как ключевого института в сфере информационного обеспечения борьбы с преступностью. В систему государственного учета включаются статистические карточки: о результатах дознания и расследования; о лицах, совершивших преступления; о движении уголовных дел; об итогах судебного рассмотрения дел. Попытка Госкомстата Узбекистана сформировать единую для всех правоохранительных структур систему государственной отчетности о преступности до конца реализована не была, что указывает на сложность межведомственной унификации. Однако принцип целостности отчетности остается очевидным и бесспорным. Международная практика подтверждает это: в ряде зарубежных стран определенные категории преступлений, в частности правонарушения, совершаемые военнослужащими, нередко засекречиваются и не включаются в официальные статистические обзоры, что объясняется интересами национальной безопасности. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов Республики Узбекистан состоит из шести основных форм. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Форма №1, полугодовая, предоставляемая в МВД и Госкомстат). В нем фиксируются не только показатели по зарегистрированным, раскрытым и нераскрытым преступлениям (с разбивкой по главам, наиболее применяемым статьям УК и категориям тяжести), но и сведения о преступлениях прошлых лет, оставшихся нераскрытыми, а также данные о расследованных деяниях, совершенных отдельными категориями лиц. Такая детализация позволяет отслеживать долгосрочные тенденции и оценивать эффективность следственной работы. Отчет о зарегистрированных и нераскрытых преступлениях (Форма №1-А, ежемесячная, передается телеграфом). Она обеспечивает возможность регулярного мониторинга криминогенной ситуации. Единый отчет о преступности (Форма №1-Г, годовая, представляется в МВД и Госкомстат), содержащий сведения обо всех видах преступлений, предусмотренных Особенной частью УК (ст. 105–360). В отчете также сопоставляются характеристики преступлений и данные о лицах, их совершивших, что дает возможность для комплексного анализа. Отчет о лицах, совершивших преступления (Форма №2, полугодовая). Здесь лица распределяются по полу, возрасту, уровню образования, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести содеянного, состоянию (алкогольное либо наркотическое опьянение), а также по признакам групповых преступлений, включая организованные группы. Подобная классификация позволяет изучать социально-демографический портрет преступности. Отчет о розыске граждан, скрывшихся от органов власти, и без вести пропавших лиц (Форма №3, составляется раз в полгода). Эти данные необходимы для организации межведомственного взаимодействия и обеспечения общественной безопасности. Отчет о деятельности прокуроров (Форма «П», полугодовая, направляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат). Его значение выходит за рамки статистики преступности, так как в отчете отражаются результаты прокурорского надзора за исполнением законов, за законностью нормативных актов, за предварительным следствием и дознанием, за соблюдением законодательства в местах лишения свободы и содержания под стражей. Кроме того, фиксируется участие прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и хозяйственных дел, что подчеркивает многофункциональность надзорной деятельности. В дополнение к государственной отчетности, органы внутренних дел ведут более 70 форм ведомственной статистической отчетности, среди которых свыше десяти посвящены различным аспектам состояния преступности и борьбы с ней. Наиболее значимые из них: Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (Форма 1-А, ежемесячная, с накопительным итогом). В нем содержатся данные о преступлениях экономической направленности, деяниях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, правонарушениях в общественных местах и на улицах, а также сведения о преступлениях, совершенных иностранцами или в отношении иностранных граждан. На основе этих материалов ежемесячно формируются экспресс-обзоры и аналитические сводки, в том числе подлежащие публикации. Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (Форма 2-Е, полугодовая). В нем отражаются показатели работы правоохранительных органов по классификации поступивших заявлений и сообщений, сроки их рассмотрения, результаты и обоснованность принятых решений. Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (Форма 1-НОН, для Интерпола). Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Форма 1-ОП). Отчет о преступлениях, совершенных с применением оружия (Форма 1-Оружие). Отчет о состоянии преступности на транспорте (Форма 1-Т). Таким образом, система государственной и ведомственной статистической отчетности охватывает все ключевые аспекты криминогенной ситуации, создавая основу для принятия управленческих решений, научных исследований и совершенствования правоохранительной деятельности.