matematik maqollar bolalar uchun (77 ta)

Matematik maqollar. matematik maqollar bolalar uchun, sonlar matematik maqollar, matematik maqollar to’plami, xalq maqollari matematik maqollar,

1.      Birni kessang-o’nni  ek.
2.      Ikki o’n besh-bir  o’ttiz.
3.      Birniki  mingga-mingniki  tumanga.
4.      Birni ko’rib  fikir qil, mingni  ko’rib  shukur  qil.
5.      Bir  yil  tut  ekkan kishi  yuz  yil  gavhar teradi.
6.      40iga  chidagan, 41iga ham chidaydi.
7.      Ilimsiz  bir  yashar, ilimli ming  yashar.
8.      Oyning  15ishi  qorong’u  bo’lsa,  15ishi  yorug’  bo’ladi.
9.      Dosting  ming  bolsa  ham  oz,
dushmaning  bir  bolsa  ham  kop.
10.     Bir  kattani  gapiga  kir, bir kichikni  gapiga  kir.
11.     Yetti  olchab  bir  kes.
12.     Bir  bolaga  yetti  mahall  ota-ona.
13.     Bir  kishi  hamma  uchun , hamma  bir kishi  uchun.
14.     Bir kishi ariq  qaziydi,ming  kish suv  ichadi.
15.     Ogri bitta, gumon-  mingta.
16.     Ottiz tishdan  chiqqan  gap, Ottiz elga taqalar.
17.     Dushmaning  bitta  bolsa  ham, ehtiyod  bo’l.
18.     Bir  ochga  tegma, bir-yalangochga.
19.     Bir kulib boqqan  odamdan  qorq, bir  yorishib yoqqan  havodan.
20.     Qingir  ishning qiyigi- qirq  yildan keyin  ham  chiqadi.
21.     Bir  kalla- kalla, ikki  kalla  tilla.
22.     Bir  mayizni  qirq  kishi  bolib  yer.
23.     Ikkovga  birov botalmas ,otliqqa  yayov  yetolmas.
24.     Bir  dehqon  omoch  bilan, yettovlov  chomich  bilan.
25.     Bir  tup  tok  eksang, bir tup  tol  ek.
26.     Mingta  sozdan  bitta  ish  yaxshi.
27.     Bir  yigitga  yetmish  ikki  hunar oz.
28.     Bir  yomon  anjir  kesar, ikki  yomon-zanjir.
29.     Bir  yaxshiga-  ming  yomon.
30.     Bir  kalning  hiylasi  -qirq  kishini  charchatar.
31.     Bir kulguning  bir  yigisi  bor.
32.     Bir   korgan  yuz   eshitgandan  yaxshi.
33.     Bir  kochsang, bir  talov,  ikki  kochsang – ikki.
34.     Pish  qozonim  besh  oy , otir  qizim on  oy.
35.     Bir  kun tuz  ichgan joyingga  qirq  kun  salom  ber.
36.     Bir  kulniki  aziz  bir-tulniki.
37.     Yetmish  yulduz yarim  oyga  tatimas.
38.     Bir  nafaslik  ‘’Muxabbat’’,  boshga  keltirrar  ofat.
39.     Ikki  suyuq   bir  kongilga  sigmas.
40.     Mehir  ikki  kozda.
41.     Bir  qoshiq  oshim-gavgosi  bor.
42.     Bir  achiqning bir  chuchugi  bor.
43.     Daraxt  bir  yerda  kokarar.
44.     Semizning  oyogi  sakkiz.
45.     Ikki  nor  urushsa  ortaga  chivin  olar.
46.     Bir yotalga  ikki  yotal.
47.     Bir  kal-qiyiq, bir –kor.
48.     Besh  qol  barobar  emas.
49.     Kop  qarining  ichida bir   bola dono  bolur,
kop  bolaning  ichida  bir qari  bola bolur.
50.     Moldan  molning  farqi  bor ottiz  ikki  narxi  bor.
51.     Hamma  odam  bir  odam  hamma  maxluq  bir  maxluq.
52.     Bir  balosi  bolmasa  shudgorda  quyruq  naqilur.
53.     Bir kun janjal chiqqan uydan  , 40 kun baraka ketadi.
54.     Bir korgan tanish , ikki korgan bilish.
55.     Birni birov beradi , mingni mehnat beradi.
56.     Yeridan ayrilgan  7 yil yiglar ,
 Elidan ayrilgan olguncha yiglar.
57.     Bir mayizni qirq kishi bolib yer.
58.     Bir odam koprik solar, Ming odam undan otar.
59.     Bir yaxshi bilan bir yomon kelishar, Ikki yomon kelishmas.
60.     Ottizida er atangan,Qirqida sher atanar.
61.     Dushmaning bitta bolsa ham , ehtiyot bol.
62.     Bir kesak bilan ikki chumchuqni urib bolmas.
63.     Bir qoyga –pichoq , Ikki qoyga –tayoq.
64.     Qirqqa kirgan qil yorar.
65.     Yetimning haqqi yeti daryoni quritar.
66.     Bir uy tola jonsan, bir-biringga mehmonsan.
67.     Qirq kun yoqqan yogindan, Yelib otgan suv  yaxshi.
68.     Bir qoltiqqa ikki torvuz  sigmas, Bir yurakka –ikki yor.
69.     Onta bolsa orni boshqa, qirqta bolsa- qiligi.
70.     Sakson kunda saboq,
              Toqson kunda taboq.
71.       Ignachini  ming  urgani
               Temirchini  bir  urgani.
72.       Bir qilgan  madat,  Ikki qilgan  odat
73.      Birini bilgan birini bilmas
74.      Ming   daraxtni  boshini,
               Bir  bolta  chopar
75.      Yaxshi  bir tovba  qilar,  yomon yuz
76.      Har  zog’da,  ming dog’
77.      Erinchoq ikki ishlar
               Oxiri  barmog’in tishlar

O‘qing!  Suv bilan o‘tkaziladigan tajribalar bolalar uchun
Rating
( No ratings yet )
Loading...
Примечание: Данный материал подготовлен исключительно в информационно-аналитических целях на основе открытых источников. Он не является официальным документом государственных органов и не заменяет действующее законодательство Республики Узбекистан. При возникновении спорных ситуаций рекомендуется обращаться к нормативным актам и официальным публикациям компетентных органов. Министерства и ведомства разрабатывают и внедряют систему, а также методику унифицированного учета и статистической отчетности, отражающей состояние преступности, динамику раскрываемости преступлений, эффективность следственной деятельности и результаты прокурорского надзора. Данная система формируется не только как инструмент фиксации фактов, но и как основа для аналитической работы, прогнозирования и выработки мер по противодействию преступности. Одновременно утверждается единый порядок представления отчетности в органы прокуратуры, что обеспечивает согласованность в межведомственном взаимодействии и исключает дублирование сведений. Исходя из принципов единого учета преступлений, статистическая отчетность разрабатывается МВД и иными правоохранительными органами, согласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается постановлениями Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан. Следует отметить, что подобная унификация имеет стратегическое значение, поскольку исключает разночтения в показателях, позволяет использовать общую терминологию и единые методологические подходы. Отчетность формируется на основе регистрации криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры и таможенной службы, которые охватывают более 95% всех учтенных преступлений. Все сведения аккумулируются и систематизируются в Информационном центре МВД Республики Узбекистан, что придает процессу отчетности централизованный характер. В соответствии с Положением о МВД от 25 октября 1991 года, министерство наделено полномочиями формировать, вести и использовать различные учетные системы и банки данных: оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, статистические и иные массивы информации. Кроме того, МВД осуществляет справочно-информационное обслуживание не только для собственных подразделений, но и для других государственных органов, а также организует государственную и ведомственную статистику в пределах своей компетенции. Это подчеркивает роль МВД как ключевого института в сфере информационного обеспечения борьбы с преступностью. В систему государственного учета включаются статистические карточки: о результатах дознания и расследования; о лицах, совершивших преступления; о движении уголовных дел; об итогах судебного рассмотрения дел. Попытка Госкомстата Узбекистана сформировать единую для всех правоохранительных структур систему государственной отчетности о преступности до конца реализована не была, что указывает на сложность межведомственной унификации. Однако принцип целостности отчетности остается очевидным и бесспорным. Международная практика подтверждает это: в ряде зарубежных стран определенные категории преступлений, в частности правонарушения, совершаемые военнослужащими, нередко засекречиваются и не включаются в официальные статистические обзоры, что объясняется интересами национальной безопасности. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов Республики Узбекистан состоит из шести основных форм. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Форма №1, полугодовая, предоставляемая в МВД и Госкомстат). В нем фиксируются не только показатели по зарегистрированным, раскрытым и нераскрытым преступлениям (с разбивкой по главам, наиболее применяемым статьям УК и категориям тяжести), но и сведения о преступлениях прошлых лет, оставшихся нераскрытыми, а также данные о расследованных деяниях, совершенных отдельными категориями лиц. Такая детализация позволяет отслеживать долгосрочные тенденции и оценивать эффективность следственной работы. Отчет о зарегистрированных и нераскрытых преступлениях (Форма №1-А, ежемесячная, передается телеграфом). Она обеспечивает возможность регулярного мониторинга криминогенной ситуации. Единый отчет о преступности (Форма №1-Г, годовая, представляется в МВД и Госкомстат), содержащий сведения обо всех видах преступлений, предусмотренных Особенной частью УК (ст. 105–360). В отчете также сопоставляются характеристики преступлений и данные о лицах, их совершивших, что дает возможность для комплексного анализа. Отчет о лицах, совершивших преступления (Форма №2, полугодовая). Здесь лица распределяются по полу, возрасту, уровню образования, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести содеянного, состоянию (алкогольное либо наркотическое опьянение), а также по признакам групповых преступлений, включая организованные группы. Подобная классификация позволяет изучать социально-демографический портрет преступности. Отчет о розыске граждан, скрывшихся от органов власти, и без вести пропавших лиц (Форма №3, составляется раз в полгода). Эти данные необходимы для организации межведомственного взаимодействия и обеспечения общественной безопасности. Отчет о деятельности прокуроров (Форма «П», полугодовая, направляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат). Его значение выходит за рамки статистики преступности, так как в отчете отражаются результаты прокурорского надзора за исполнением законов, за законностью нормативных актов, за предварительным следствием и дознанием, за соблюдением законодательства в местах лишения свободы и содержания под стражей. Кроме того, фиксируется участие прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и хозяйственных дел, что подчеркивает многофункциональность надзорной деятельности. В дополнение к государственной отчетности, органы внутренних дел ведут более 70 форм ведомственной статистической отчетности, среди которых свыше десяти посвящены различным аспектам состояния преступности и борьбы с ней. Наиболее значимые из них: Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (Форма 1-А, ежемесячная, с накопительным итогом). В нем содержатся данные о преступлениях экономической направленности, деяниях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, правонарушениях в общественных местах и на улицах, а также сведения о преступлениях, совершенных иностранцами или в отношении иностранных граждан. На основе этих материалов ежемесячно формируются экспресс-обзоры и аналитические сводки, в том числе подлежащие публикации. Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (Форма 2-Е, полугодовая). В нем отражаются показатели работы правоохранительных органов по классификации поступивших заявлений и сообщений, сроки их рассмотрения, результаты и обоснованность принятых решений. Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (Форма 1-НОН, для Интерпола). Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Форма 1-ОП). Отчет о преступлениях, совершенных с применением оружия (Форма 1-Оружие). Отчет о состоянии преступности на транспорте (Форма 1-Т). Таким образом, система государственной и ведомственной статистической отчетности охватывает все ключевые аспекты криминогенной ситуации, создавая основу для принятия управленческих решений, научных исследований и совершенствования правоохранительной деятельности.