harflarga oid she’rlar, Alifbe bayrami uchun

HARFLARGA OID QISQA SHE’RLAR

A

dan boshlab alifbo
Bo’ling der doim a’lo
Unlidirman unutmang
Bo’lingiz doim dono.

B

Bolalarga bosh bo’lar
Sizlarga sirdosh bo’lar
Bahrom, Barno, Botirni
Yozganda yo’ldosh bo’lar


D

D man davrada doim
Dono bo’ling iloyim
Davron, Dilshod, Dilafruz
Dostdir hamisha hamro’z.


E

E demang meni ko’rib
Ehtiyot bo’ling kulib
Ekranda Erkin akam
Ertak so’zlar chinakam.


F

F harfiman men o’zim
Fahmlang har bir so’zim
Farida, Furqat, Farhod
Mendan bishlanar faqat


G

G ga quloq tutingiz
Gulzorlarga o’tingiz
Gul ushladim qo’limga.
Gilam to’shang yo’limda.

H

H man hayron bo’lmaglar
Yo’lni to’sib turmanglar
Handalak bor qo’limda
Hamrph bo’ling yo’limda.

I


I harfini bilingiz
Ishda ilg’or bo’lingiz
Iroda, Izzat, Ikrom
Istagi o’qish tamom.


J

J harfini bilasiz
Nega jahl qilasiz?
Jamila, Jasur, Javlon
Jo’jani quvdi chunon.


K

K dan koptok yozamiz
Katta bo’lsak o’zamiz
Kattani aylang hurmat
Keladi baxt – saodat.


L

L dan lola yozamiz
Limuzinda o’zamiz
Latif, Laylo, Latofat
Loqaydlikka yo’q toqat.


M

M dan yozilar maktab
Mening do’stimdir kitob
Murod, Maqsud, Mo’tabar
Madina maktub yozar.

N

N harfini bilamiz
N siz nima qilamiz?
Noz – ne’mat non bo’ldi
Ochil dasturxon bo’ldi.


O

O oyga o’xshar ekan
Osmonda uchar ekan
Obid, Olim, Ozoda
Ostonang bo’lsin toza


P

P harfiman bilingiz
Kuzda paxta teringiz
Po’lat, Parfi, Pokiza
Paxta teringiz toza.


Q

Q dan qayiq yozamiz
Qayerlarga suzamiz
Qishda qarg’a uchadi
Qarang, qorni quchadi.


R

R ga ruxsat beramiz
Rasm so’zin yozamiz
Ra’no, Rahim, Ruhsora
Dono, aqlli bola.


S

S man soatga boqing
So’zining mag’zin chaqing
Sobir, Said, Surayyo
So’zdan adashmang aslo.


T

T man tanib olursiz
To’maris deb yozursiz
Toshkent ona shahrimdir
T harfidan yozgumdir.


U

U man uchrab ko’p so’zda
Sizga tanish bo’laman
Uzum, ummon, Umida
So’zlarini yozaman.


V

Men V durman bilursiz
Varrak so’zin yozursiz
Vasila, Vohid, Vail
Yozing kelganda gali.

O‘qing!  АЛИФБЕ БАЙРАМИ УЧУН/ Alifbe bayt


X

Qattiq X derlar meni
Yozgum taxta, paxtani
Xo’roz, xona, xola ham
Men bilan bo’ladi jam.


Y

Y man balki bilursiz
Yo tanimay qolursiz
Yo’lchi, Yo’ldosh, Yoqut deb
Mendan boshlab yozursiz.


Z

Z deydilar otimni
Bilasizmi zotimni
Zuhra, Zahro, Zokirjon
Mendan boshlanur chunon


O’

O’ deydilar har zamon
O’tir, o’rtoq bo’laman
O’zbekiston so’zini
Faxr bilan yozaman.


G’

G’ harfini tanirsiz
G’ayrat bilan o’qirsiz
G’ani, G’ulom, G’afurning
G’amini yo’qotursiz.


Sh

Sh harfiman bilasiz
Shoshib – shoshib kelasiz
Shokir, Shahzod, Shadmonni
Shogirtlikka olasiz.


Ch

Ch man tanib olingiz
Charchoq bilmay qolingiz
Chollarni chaman qilib
Chaqqon – chaqqon bo’lingiz.


Ng

Ng bordir singilda
Yoki biror ko’ngilda
Tongda dengizda suzdim
Daladan bordring uzdim.


‘ Tutuq belgisi


Tutuq qo’yib yozaman
Unlini sal cho’zaman
Ra’no, ma’no, a’lodir
Yaxshi bola donodir.

Rating
( 1 assessment, average 1 from 5 )
Loading...
Примечание: Данный материал подготовлен исключительно в информационно-аналитических целях на основе открытых источников. Он не является официальным документом государственных органов и не заменяет действующее законодательство Республики Узбекистан. При возникновении спорных ситуаций рекомендуется обращаться к нормативным актам и официальным публикациям компетентных органов. Министерства и ведомства разрабатывают и внедряют систему, а также методику унифицированного учета и статистической отчетности, отражающей состояние преступности, динамику раскрываемости преступлений, эффективность следственной деятельности и результаты прокурорского надзора. Данная система формируется не только как инструмент фиксации фактов, но и как основа для аналитической работы, прогнозирования и выработки мер по противодействию преступности. Одновременно утверждается единый порядок представления отчетности в органы прокуратуры, что обеспечивает согласованность в межведомственном взаимодействии и исключает дублирование сведений. Исходя из принципов единого учета преступлений, статистическая отчетность разрабатывается МВД и иными правоохранительными органами, согласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается постановлениями Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан. Следует отметить, что подобная унификация имеет стратегическое значение, поскольку исключает разночтения в показателях, позволяет использовать общую терминологию и единые методологические подходы. Отчетность формируется на основе регистрации криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры и таможенной службы, которые охватывают более 95% всех учтенных преступлений. Все сведения аккумулируются и систематизируются в Информационном центре МВД Республики Узбекистан, что придает процессу отчетности централизованный характер. В соответствии с Положением о МВД от 25 октября 1991 года, министерство наделено полномочиями формировать, вести и использовать различные учетные системы и банки данных: оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, статистические и иные массивы информации. Кроме того, МВД осуществляет справочно-информационное обслуживание не только для собственных подразделений, но и для других государственных органов, а также организует государственную и ведомственную статистику в пределах своей компетенции. Это подчеркивает роль МВД как ключевого института в сфере информационного обеспечения борьбы с преступностью. В систему государственного учета включаются статистические карточки: о результатах дознания и расследования; о лицах, совершивших преступления; о движении уголовных дел; об итогах судебного рассмотрения дел. Попытка Госкомстата Узбекистана сформировать единую для всех правоохранительных структур систему государственной отчетности о преступности до конца реализована не была, что указывает на сложность межведомственной унификации. Однако принцип целостности отчетности остается очевидным и бесспорным. Международная практика подтверждает это: в ряде зарубежных стран определенные категории преступлений, в частности правонарушения, совершаемые военнослужащими, нередко засекречиваются и не включаются в официальные статистические обзоры, что объясняется интересами национальной безопасности. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов Республики Узбекистан состоит из шести основных форм. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Форма №1, полугодовая, предоставляемая в МВД и Госкомстат). В нем фиксируются не только показатели по зарегистрированным, раскрытым и нераскрытым преступлениям (с разбивкой по главам, наиболее применяемым статьям УК и категориям тяжести), но и сведения о преступлениях прошлых лет, оставшихся нераскрытыми, а также данные о расследованных деяниях, совершенных отдельными категориями лиц. Такая детализация позволяет отслеживать долгосрочные тенденции и оценивать эффективность следственной работы. Отчет о зарегистрированных и нераскрытых преступлениях (Форма №1-А, ежемесячная, передается телеграфом). Она обеспечивает возможность регулярного мониторинга криминогенной ситуации. Единый отчет о преступности (Форма №1-Г, годовая, представляется в МВД и Госкомстат), содержащий сведения обо всех видах преступлений, предусмотренных Особенной частью УК (ст. 105–360). В отчете также сопоставляются характеристики преступлений и данные о лицах, их совершивших, что дает возможность для комплексного анализа. Отчет о лицах, совершивших преступления (Форма №2, полугодовая). Здесь лица распределяются по полу, возрасту, уровню образования, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести содеянного, состоянию (алкогольное либо наркотическое опьянение), а также по признакам групповых преступлений, включая организованные группы. Подобная классификация позволяет изучать социально-демографический портрет преступности. Отчет о розыске граждан, скрывшихся от органов власти, и без вести пропавших лиц (Форма №3, составляется раз в полгода). Эти данные необходимы для организации межведомственного взаимодействия и обеспечения общественной безопасности. Отчет о деятельности прокуроров (Форма «П», полугодовая, направляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат). Его значение выходит за рамки статистики преступности, так как в отчете отражаются результаты прокурорского надзора за исполнением законов, за законностью нормативных актов, за предварительным следствием и дознанием, за соблюдением законодательства в местах лишения свободы и содержания под стражей. Кроме того, фиксируется участие прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и хозяйственных дел, что подчеркивает многофункциональность надзорной деятельности. В дополнение к государственной отчетности, органы внутренних дел ведут более 70 форм ведомственной статистической отчетности, среди которых свыше десяти посвящены различным аспектам состояния преступности и борьбы с ней. Наиболее значимые из них: Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (Форма 1-А, ежемесячная, с накопительным итогом). В нем содержатся данные о преступлениях экономической направленности, деяниях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, правонарушениях в общественных местах и на улицах, а также сведения о преступлениях, совершенных иностранцами или в отношении иностранных граждан. На основе этих материалов ежемесячно формируются экспресс-обзоры и аналитические сводки, в том числе подлежащие публикации. Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (Форма 2-Е, полугодовая). В нем отражаются показатели работы правоохранительных органов по классификации поступивших заявлений и сообщений, сроки их рассмотрения, результаты и обоснованность принятых решений. Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (Форма 1-НОН, для Интерпола). Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Форма 1-ОП). Отчет о преступлениях, совершенных с применением оружия (Форма 1-Оружие). Отчет о состоянии преступности на транспорте (Форма 1-Т). Таким образом, система государственной и ведомственной статистической отчетности охватывает все ключевые аспекты криминогенной ситуации, создавая основу для принятия управленческих решений, научных исследований и совершенствования правоохранительной деятельности.