​14- yanvar Vatan himoyachilari kuniga tabrik she’r

Harbiylar kuniga tabrik


Armiya bilan xalq
Askar safda borar: bir, ikki, uch!
Tuprog’i zar yurtim, tog’lari marjon.
Birlik, yakdillikda eng qudratli kuch –
Armiya bilan xalq bir tan-u bir jon!
Sheryurak bobolar hayoti o’rnak,
Saodat – Vatanga bo`lmoqlik o’g’lon.
Gar fido bo’lmasang jon nega kerak,
Armiya bilan xalq bir tan-u bir jon!
Zirrilaydi zamin tashlasam qadam,
Na’ra tortsam qalqib ketadi osmon.
Tinchlik barqarorki, har bir kun bayram
Armiya bilan xalq bir tan-u bir jon!
Oq yuvib, oq tarab o’sdirding, ona,
Meniki, bizniki bu qutlug’ makon.
Temuriy voris bor, el bor yagona,
Armiya bilan xalq bir tan-u bir jon

O’zbekistonim

Shukrona aytamiz qutlug’ kunlarga,
Ma’noga-mazmunga to’liq kunlarga.
Farovon, nurafshon ulug’ kunlarga,
Ey ozod diyorim, O’zbekistonim!
Ey obod diyorim, O’zbekistonim!
Ma’rifat bo’stoni ezgu dostoni
Do’stligu tinchlikning metin qo’rg’oni,
Ey ozod diyorim, O’zbekistonim!
Ey obod diyorim, O’zbekistonim!

​14- yanvar Vatan himoyachilari kuniga tabrik she’r

Bir kecha qo‘qqisdan uyg‘onib ketdim, 
Soatga qarasam, ikkimi yo uch. 
(Ehtimol sovuqdan) junjukdi etim, 
Tashqariga tortdi allaqanday kuch. 

Qandaydir sharpani ilg‘ab o‘zicha, 
Go‘yo ogoh etib bizlarni xavfdan, 
“Havf, havf”, deya bor ovozicha 
Kuchuk hurar edi qo‘shni tarafda. 

Ko‘ngil-da, atrofni ko‘zdan kechirdim, 
Shukrki, hammayoq tinch va osuda. 
Tunchiroq nurida ko‘rib, entikdim, 
Farzandlarim yotar qator uyquda. 

Hovlida o‘ynoqlab, kuylaydi shamol, 
Bir-birin raqsga tortar xazonlar. 
Daraxtlar jimgina surmoqda xayol, 
Boshini tebratar gulu rayhonlar. 

Tinchlik, hotirjamlik – ezgu tushuncha, 
Shaksiz, yaratganning inoyati – bu. 
Va ayni paytda qanchadan qancha, 
Bedor nigohlarning sharofati – bu. 

Kunni kun, tunni tun, demay, sarhadda, 
Bedor, sergak turgan, ey askar ukam, 
Sizlar bor, yashaymiz tinch, farog‘atda, 
Yaxshiyam sizlar bor – bizlarga ne g‘am. 

O‘qing!  JIYDA GULLARI… (Oydin Yusupovaga) Ahad Qayum sheri

Tinchlik qadrin bildim ota bo‘lgach men, 
Shular bor, ko‘naman hayot g‘amiga. 
Bola kulgusiga, aytgil, nima teng, 
Dunyoni alishmam tabassumiga. 

Senga ko‘ngildagi borini aytay, 
Sabru sabot tilay ayni choqda man. 
Yaxshi niyat bilan sizlarga atay, 
Uchta o‘rinbosar o‘stirmoqdaman. 

Mudomki turibsiz ko‘krakni kerib, 
Yo‘l yo‘q havotirga, yo‘l yo‘q qayg‘uga. 
Endi dilbandlarim yoniga kirib, 
Uyquga ketaman, shirin uyquga.

Armiyamiz mustahkam

Armiyamiz mustahkam,
Xalqparvardir chinakam,
Yurtimizda har askar,
Jasur, mard va xaloskor.
O’zbekiston o’g’loni,
Bo’lib tinchlik posboni,
Barcha ezgu insonni,
Sharaflaydi jahonni.

Сизга булсин шарафлар
Бизнинг Жасур аскарлар
Ёшлар килар хаваслар
Булай деб сиздай мардлар

Олга бос олга бос
Эй марду майдон
Хур озод ватанга
Биз содик посбон.

Rating
( 2 assessment, average 3 from 5 )
Loading...
Примечание: Данный материал подготовлен исключительно в информационно-аналитических целях на основе открытых источников. Он не является официальным документом государственных органов и не заменяет действующее законодательство Республики Узбекистан. При возникновении спорных ситуаций рекомендуется обращаться к нормативным актам и официальным публикациям компетентных органов. Министерства и ведомства разрабатывают и внедряют систему, а также методику унифицированного учета и статистической отчетности, отражающей состояние преступности, динамику раскрываемости преступлений, эффективность следственной деятельности и результаты прокурорского надзора. Данная система формируется не только как инструмент фиксации фактов, но и как основа для аналитической работы, прогнозирования и выработки мер по противодействию преступности. Одновременно утверждается единый порядок представления отчетности в органы прокуратуры, что обеспечивает согласованность в межведомственном взаимодействии и исключает дублирование сведений. Исходя из принципов единого учета преступлений, статистическая отчетность разрабатывается МВД и иными правоохранительными органами, согласовывается с Генеральной прокуратурой и утверждается постановлениями Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан. Следует отметить, что подобная унификация имеет стратегическое значение, поскольку исключает разночтения в показателях, позволяет использовать общую терминологию и единые методологические подходы. Отчетность формируется на основе регистрации криминальных явлений органами внутренних дел, прокуратуры и таможенной службы, которые охватывают более 95% всех учтенных преступлений. Все сведения аккумулируются и систематизируются в Информационном центре МВД Республики Узбекистан, что придает процессу отчетности централизованный характер. В соответствии с Положением о МВД от 25 октября 1991 года, министерство наделено полномочиями формировать, вести и использовать различные учетные системы и банки данных: оперативно-справочные, розыскные, криминалистические, статистические и иные массивы информации. Кроме того, МВД осуществляет справочно-информационное обслуживание не только для собственных подразделений, но и для других государственных органов, а также организует государственную и ведомственную статистику в пределах своей компетенции. Это подчеркивает роль МВД как ключевого института в сфере информационного обеспечения борьбы с преступностью. В систему государственного учета включаются статистические карточки: о результатах дознания и расследования; о лицах, совершивших преступления; о движении уголовных дел; об итогах судебного рассмотрения дел. Попытка Госкомстата Узбекистана сформировать единую для всех правоохранительных структур систему государственной отчетности о преступности до конца реализована не была, что указывает на сложность межведомственной унификации. Однако принцип целостности отчетности остается очевидным и бесспорным. Международная практика подтверждает это: в ряде зарубежных стран определенные категории преступлений, в частности правонарушения, совершаемые военнослужащими, нередко засекречиваются и не включаются в официальные статистические обзоры, что объясняется интересами национальной безопасности. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов Республики Узбекистан состоит из шести основных форм. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (Форма №1, полугодовая, предоставляемая в МВД и Госкомстат). В нем фиксируются не только показатели по зарегистрированным, раскрытым и нераскрытым преступлениям (с разбивкой по главам, наиболее применяемым статьям УК и категориям тяжести), но и сведения о преступлениях прошлых лет, оставшихся нераскрытыми, а также данные о расследованных деяниях, совершенных отдельными категориями лиц. Такая детализация позволяет отслеживать долгосрочные тенденции и оценивать эффективность следственной работы. Отчет о зарегистрированных и нераскрытых преступлениях (Форма №1-А, ежемесячная, передается телеграфом). Она обеспечивает возможность регулярного мониторинга криминогенной ситуации. Единый отчет о преступности (Форма №1-Г, годовая, представляется в МВД и Госкомстат), содержащий сведения обо всех видах преступлений, предусмотренных Особенной частью УК (ст. 105–360). В отчете также сопоставляются характеристики преступлений и данные о лицах, их совершивших, что дает возможность для комплексного анализа. Отчет о лицах, совершивших преступления (Форма №2, полугодовая). Здесь лица распределяются по полу, возрасту, уровню образования, месту жительства, социальному и должностному положению, категории тяжести содеянного, состоянию (алкогольное либо наркотическое опьянение), а также по признакам групповых преступлений, включая организованные группы. Подобная классификация позволяет изучать социально-демографический портрет преступности. Отчет о розыске граждан, скрывшихся от органов власти, и без вести пропавших лиц (Форма №3, составляется раз в полгода). Эти данные необходимы для организации межведомственного взаимодействия и обеспечения общественной безопасности. Отчет о деятельности прокуроров (Форма «П», полугодовая, направляется в Генеральную прокуратуру и Госкомстат). Его значение выходит за рамки статистики преступности, так как в отчете отражаются результаты прокурорского надзора за исполнением законов, за законностью нормативных актов, за предварительным следствием и дознанием, за соблюдением законодательства в местах лишения свободы и содержания под стражей. Кроме того, фиксируется участие прокуроров в рассмотрении уголовных, гражданских и хозяйственных дел, что подчеркивает многофункциональность надзорной деятельности. В дополнение к государственной отчетности, органы внутренних дел ведут более 70 форм ведомственной статистической отчетности, среди которых свыше десяти посвящены различным аспектам состояния преступности и борьбы с ней. Наиболее значимые из них: Отчет о состоянии преступности и результатах расследования преступлений (Форма 1-А, ежемесячная, с накопительным итогом). В нем содержатся данные о преступлениях экономической направленности, деяниях, связанных с незаконным оборотом наркотиков, правонарушениях в общественных местах и на улицах, а также сведения о преступлениях, совершенных иностранцами или в отношении иностранных граждан. На основе этих материалов ежемесячно формируются экспресс-обзоры и аналитические сводки, в том числе подлежащие публикации. Отчет о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях (Форма 2-Е, полугодовая). В нем отражаются показатели работы правоохранительных органов по классификации поступивших заявлений и сообщений, сроки их рассмотрения, результаты и обоснованность принятых решений. Отчет о незаконном обороте, производстве и использовании наркотиков (Форма 1-НОН, для Интерпола). Отчет о результатах деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью (Форма 1-ОП). Отчет о преступлениях, совершенных с применением оружия (Форма 1-Оружие). Отчет о состоянии преступности на транспорте (Форма 1-Т). Таким образом, система государственной и ведомственной статистической отчетности охватывает все ключевые аспекты криминогенной ситуации, создавая основу для принятия управленческих решений, научных исследований и совершенствования правоохранительной деятельности.